На совещании Главгосэкспертизы обсудили специфику нормативного обеспечения проектирования промысловых автодорог на нефтегазовых месторождениях

О том, с какими проблемами сталкиваются проектировщики и какие рациональные решения по устройству промысловых автодорог принимаются с учетом действующего законодательства и замечаний экспертов, на совещании по вопросам взаимодействия Главгосэкспертизы России с организациями нефтяной и газовой промышленности топливно-энергетического комплекса рассказал главный инженер проектов научно-исследовательского проектного института «Нефтегазпроект» Василий Агейкин.

Большинство разрабатываемых и новых проектов нефтегазодобычи в России сосредоточено в труднодоступных регионах со сложными геоклиматическими условиями, поэтому создание сети подъездных и внутриплощадочных дорог на объектах нефтегазодобычи вызывает зачастую не меньше трудностей, чем строительство основных промысловых объектов и коммуникаций. «Несмотря на исключительную важность обустройства транспортной инфраструктуры на месторождениях многие вопросы проектирования и строительства промысловых дорог из-за неурегулированности нормативной базы носят дискуссионный характер. Конструктивный и позитивный подход специалистов Главгосэкспертизы помогает в каждом случае найти компромиссные решения, и все же мы считаем необходимым заострить внимание коллег на некоторых из типичных противоречий при разработке документации по промысловым дорогам», — сказал представитель НИПИ «Нефтегазпроект» Василий Агейкин.

Как отметил докладчик, строительство автодорог на месторождениях осложнено, в первую очередь, рядом специфических факторов, в числе которых — неблагоприятные грунтовые и гидрологические условия, наличие коридора промысловых коммуникаций, движение большегрузных автомобилей, экстремальная интенсивность движения в пиковый период обустройства объектов месторождения и минимальная — один-два автомобиля в сутки — на этапе эксплуатации. Спикер также привел наиболее характерные примеры проектных решений, по которым у экспертов неизбежно возникают замечания.

В частности, нормы СП, независимо от фактических и прогнозируемых параметров грузооборота и интенсивности движения на участке разработки месторождения, строго регламентируют такие показатели, как ширина земляного полотна, проезжей части и обочин, поперечный уклон проезжей части и обочин, наличие ограждения и ряд других критериев.

«Многие требования, разработанные прежде всего для автомобильных дорог общего пользования, не учитывают реальной специфики промышленных участков освоения месторождения и поэтому, с нашей точки зрения, представляются необоснованными. Так, например, каждый дополнительный метр уширения полосы отвода за счет уположения откосов земляного полотна приводит к дополнительному вовлечению в оборот лесных и других категорий ценных земель и, соответственно, к существенным увеличениям расходов компаний», — подчеркнул Василий Агейкин.

Он также представил альтернативные варианты рациональных решений по промысловым автодорогам, которые предлагаются на обсуждение профессиональному сообществу, в том числе принятие минимальных заложений откосов земляного полотна, двухполосной проезжей части на дорогах низших категорий, возможности использования гладкостенных водопропускных металлических труб диаметром и ряд других предложений. По мнению представителя проектной организации, также необходимо выделить в отдельный этап работы по устройству дорожной одежды на промысловых автодорогах.